Юбилей челябинских «Зверобоев». Группа компаний МонолитТранс и Технореммаш

25 января исполнилось 75 лет легендарному «Зверобою» - самоходной артиллерийской установке СУ-152. Грозная боевая машина, гроза немецких «тигров» и «пантер» была создана в 1943 году на Челябинском Кировском заводе (ныне это Челябинский тракторный завод, в составе группы УВЗ входящий в корпорацию Ростех). Самоходку спроектировали и изготовили в рекордные сроки - от первой линии на чертеже до машины в металле прошло всего 25 дней. Ведущие конструкторы все это время находились фактически на казарменном положении и за 10 дней успели выпустить комплект рабочих чертежей. В итоге 25 января 1943 года была собрана первая челябинская самоходка.

Создание новой машины предопределило развитие ситуации на фронтах. В конце 42-го года ставка Верховного Главнокомандования планировала повсеместное наступление советских войск. Нужны были тяжелые танки прорыва и мощная самоходная артиллерия, способная успевать за ними и взламывать хорошо укрепленные линии обороны противника. «Зверобой» был вооружен 152-мм пушкой-гаубицей, чьи 50-килограммовые снаряды могли поражать любую немецкую бронетехнику. Но тяжелая самоходка такого калибра предназначалась, прежде всего, не для борьбы с танками - чтобы сокрушать любые полевые укрепления, расстреливая их прямой наводкой и с закрытых позиций. Наступающей Красной Армии, кроме танков нужны были машины, которым не надо вращающейся башни, гораздо важнее мощное орудие, надежная защита экипажа и вместительное боевое отделение для размещения солидного боекомплекта. Все эти возможности давала новая САУ, главным разработчиком, которой стал конструктор Танкограда Лев Троянов.

Рекордные сроки разработки и освоения серийного производства СУ-152 стали возможны благодаря максимальной унификации с выпускавшимися на тот момент на Челябинском Кировском заводе тяжелыми танками КВ-1С. А также благодаря согласованной работе двух конструкторских бюро - танкового во главе с Жозефом Котиным и артиллерийского, возглавляемого главным конструктором гаубичных систем Федором Петровым. В декабре 42-го Ф.Ф.Петров приехал в Челябинск вместе с наркомом вооружения Д.Ф.Устиновым. На совещании обсуждали проект нового артсамохода. В итоге было принято решение никаких радикальных переделок не предпринимать и в самые короткие сроки изготовить опытный образец. Уже через три недели самоходка вышла на полигон и произвела первые выстрелы.

Непростой была доводка машины, которая тоже проводилась стремительно. Почетный ветеран ЧТЗ, руководитель клуба ветеранов «Танкоград», сам в прошлом начальник лаборатории испытаний СКБ-2 Эдуард Соболев застал испытателей военных лет. Один из них, Иван Тарновский, рассказал ему, как проходили испытания СУ-152.

- Проверялась ходовая часть и вооружение,- вспоминал И.И. Тарновский,- одно с другим ведь взаимосвязано. Мощная 152-миллиметровая гаубица своей отдачей могла разрушить узлы ходовой части и трансмиссии. Но самое неприятное оказалось в другом. Мощный заряд орудия после выстрела создавал в рубке такую загазованность, что становилось совсем дурно. Экипаж «угорал», отравления были сильными. А каково будет танкистам в боевых условиях? Надо было внедрять новую приточно-вытяжную вентиляцию. В срочном порядке соорудили специальный стенд, на котором имитировались условия загазованности во время стрельбы из орудия. По результатам испытаний конструкторы провели усовершенствование вентиляционной установки.

Когда при осмотре новинок техники Танкограда Сталин увидел «Зверобоя», он сразу направился к нему. Взобрался на самоходку, заглянул в командирский люк, спросил механика-водителя К.Е.Егорова, что сделано, чтобы экипаж самоходки не угорал при ведении огня орудием. Егоров уверенно ответил, что разработана улучшенная вентиляция, способная пропустить через себя в три раза больше воздуха, опасность загазованности и задымления полностью устранена. Сталин остался доволен ответом и больше этот вопрос уже никому не задавал.

За создание и организацию серийного производства самоходной артиллерийской установки СУ-152 Государственной премии были удостоены Ж.Я. Котин, С.Н. Махонин, Л.С. Троянов, Ф.Ф. Петров и С.П. Гуренко. СУ-152 успела к Курской битве, где и состоялось боевое крещение «Зверобоя».

Как рассказывает заводской историк техники один из авторов «Летописи ЧТЗ», автор книги «Россия танков не имела» конструктор Леонид Комаров, в войсках к появлению тяжелых САУ отнеслись по-разному. Поначалу танкисты даже называли их «испорченными танками». Однако первое же применение челябинских самоходок показало, что в борьбе с бронированными машинами противника они обладают значительными преимуществами перед полевой артиллерией. Им присущи большая маневренность в бою, широкая возможность ведения огня с открытых позиций, а также возможность поиска артиллерии и танков противника в засадах и подавления их, не говоря уже о возможности разрушения и подавления ДОТов, ДЗОТов, других фортификационных сооружений. Благодаря этим своим качествам челябинские артсамоходы в дальнейшем сыграли большую роль в операциях по взятию хорошо укрепленных городов, в том числе в штурме Берлина. Но это были уже новые «Зверобои».

После того, как в октябре 1943 года на вооружение был принят новый челябинский тяжелый танк прорыва ИС-2, эти машины стали базой для обновленных «Зверобоев», получивших индекс ИСУ-152. Они отличались от СУ-152 не только большей толщиной брони, но и лучшими прицелами, позволившими увеличить дальность стрельбы прямой наводкой с 3800 до 5000 метров. Специально для борьбы с новыми немецкими танками на той же базе ИС-2 выпускались «Зверобои» с пушкой калибра 122-мм - ИСУ-122. Это орудие обладало более высокой начальной скоростью снаряда и большей дальностью прямого выстрела. Опытные образцы самоходок ИСУ-152 и ИСУ-122 были представлены в Кремле руководству страны 8 августа 1943 года.

Пресс-служба ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК»

СУ-152

Читайте также
Всемирный день ребенка!
20 ноября 2024 г.